Поймать кайдзен: как повысить эффективность работы и достичь успеха с помощью японской методики планирования
Планирование по кайдзен помогает не только систематизировать хаос в любых задачах, но также согласовать их со своими ценностями — принять либо отмести. Таким образом, в списке не остаётся того, что вы вынуждены делать против своей воли. Все отфильтрованные дела так или иначе вписываются в вашу личную философию, отвечают вашим целям и нужны вам. А это, согласитесь, уже совсем другое дело. Не нужно вести торг с собой, искать стимул или вдохновение.
Алгоритм планирования по кайдзен
1. Сначала важно освободить ум — выгрузить абсолютно все задачи, идеи, желания и мечты.
Не нужно их анализировать, на этом этапе важно просто выписать их куда-то. Можно использовать стикеры, чтобы впоследствии было удобно переносить карточки с задачами между досками по принципу «канбан».
2. Теперь нужно отфильтровать всё, что выгрузили.
• Сначала разделите все задачи и мечты на категории «Хочу» и «Должен». Первая категория — это всё, что вызывает у вас живой отклик, мотивацию, соответствует вашим настоящим желаниям. Вторая — это какие-то обязательства, то, чего, как вам кажется, ждут от вас другие или требует долг.
• Затем отфильтруйте в каждой категории то, что соответствует вашей жизненной цели, миссии. В Японии это обозначают понятием «икигай» — его можно перевести как «причина жить» или «причина вставать по утрам». Это ваша мотивация, которая наполняет энергией, драйвер и противоядие от прокрастинации.
Определить свою главную жизненную цель помогут четыре вопроса:
✓ Что я люблю? — ваша страсть.
✓ Что я умею? — ваше призвание.
✓ Что нужно миру? — ваша миссия.
✓ За что мне могут платить? — профессия.
Ваш икигай находится на пересечении этих элементов.
Когда вы определились со своей жизненной целью, пройдитесь по спискам «Хочу» и «Должен» и оставьте в них то, что отвечает вашим устремлениям, способствует личностному росту, благополучию и достижению целей. Приоритет будет у того, что останется в разделе «Хочу». А задачи из колонки «Должен» могут быть переоценены — если они и необходимы, и каким-то образом полезны для вас или принесут вам удовлетворение.
3. Приступайте к систематизации задач.
Чтобы перейти от планов к действиям и понять, с чего начать, разделите и приоритизируйте все оставшиеся задачи. Для этого можно использовать разные методы.
• Соотнести задачи с разными сферами вашей жизни:
✓ саморазвитие;
✓ семья;
✓ бизнес;
✓ общественные дела;
✓ хобби.
Этот метод во многом схож с колесом баланса
и наглядно отражает возможные перекосы — если вы увидите, что какая-то часть проседает, есть повод задуматься и пересмотреть цели и планы.
• Можно использовать канбан-подход и делить задачи по стадиям, перемещая их между колонками:
✓ сделать;
✓ в процессе;
✓ готово.
Названия колонок могут быть другими — главное, чтобы вам было удобно.
• Ещё вариант — разделить задачи по времени реализации.
Сначала — по годам, а затем тщательнее спланировать текущий год, месяц, неделю. Можно пойти другим путём: расписать дела на ближайшие дни, а после вернуться к списку оставшихся задач и решить, к какому периоду их отнести. Необязательно сразу распределять все ваши задачи по категориям. Планирование можно составлять с какой-то периодичностью, например раз в неделю.
Прелесть кайдзен-подхода в том, что вы не просто строите план задач, структурируете его и получаете инструкцию к действию по дням и годам — вы возвращаетесь к главному: вашей жизненной цели, личным приоритетам, желаниям. А также оцениваете, какой объём вашей энергии направлен не туда: не ведёт вас к желаемым целям или расходуется на то, что нужно не вам, а кому-то другому. Это отличная возможность свериться с внутренними ориентирами, отбросить лишнее и устремиться к заветным вершинам. И не придётся искать мотивацию, она включается автоматически — если перестать заставлять себя и начать действовать в соответствии со своими ценностями и устремлениями.
↩ На главную блога