Резюме глазами работодателей: на что смотрят в первую очередь
Основываясь на своём многолетнем опыте, мы знаем, что рекрутеры в первую очередь обращают внимание на должность, которая указана в заголовке резюме. А также на фото, желаемый уровень дохода и последний полученный опыт работы.
Желаемая должность
Здесь необходимо указать конкретную позицию, на которую вы претендуете. Не совершайте распространённую ошибку: не старайтесь перечислить здесь сразу все подходящие варианты. Лучше создавать отдельное резюме для каждой конкретной должности. Если позиции существенно разнятся по функциональности, то отличаться должны не только заголовки в резюме, но и другие его разделы. Важно подробнее описать соответствующий опыт, указать релевантный набор профессиональных навыков и перечислить в разделе «О себе» личностные качества и прочие ключевые сведения, которые характеризуют вас как привлекательного кандидата для работы по выбранной профессии.
Должность важно указывать корректно — с заглавной буквы, избегая орфографических ошибок, которые нередко допускают по невнимательности. Кроме того, лучше использовать общепринятую формулировку, распространённую в вашем профессиональном поле. Избегайте канцеляризмов. Нужно выбрать понятное всем название, которое чётко описывает желаемую должность, а не наименование единицы из штатного расписания или формулировку из трудовой книжки. Например, не стоит писать «Специалист первой категории» — лучше использовать слова «Инженер» или «Программист». Это позволит алгоритмам hh.ru быстрее находить ваше резюме среди десятков тысяч и точнее предлагать рекрутерам в поисковой выдаче.
Укажите значимую информацию. Например, для разработчика это будет язык, на котором он специализируется, или уровень специалиста: джуниор, мидл, сеньор. А если вы ищете работу на фрилансе, это тоже стоит отметить, например, так: «SMM-менеджер (фриланс)».
Фотография
Казалось бы, здесь всё просто. Но нет. Многие попросту игнорируют этот раздел. Тем временем резюме с фото просматривают в среднем в 1,5 раза чаще. Но недостаточно просто добавить фотографию. Важно, чтобы она отвечала целям трудоустройства. Соискатели нередко используют неподходящие снимки: от фото с рыбалки до свадебной сессии. Не стоит размещать портреты, которые сделаны давно и явно не соответствуют вашему возрасту.
Для резюме лучше выбрать фотографию портретного формата на нейтральном однотонном фоне и в одежде, которая отвечает дресс-коду желаемой позиции. Например, фото, сделанное в офисе в деловом костюме. Качество тоже имеет значение — выберите снимок в высоком разрешении. Будет плюсом, если фото сделано на профессиональную камеру специально для резюме, а не просто выбрано из более-менее подходящих из галереи смартфона. Ведь резюме — ваша визитная карточка и возможность произвести правильное впечатление на потенциального работодателя. Порой такой шанс выпадает лишь единожды.
Желаемая зарплата
Соискатели, как правило, испытывают сложности с заполнением этого пункта: указывать слишком много кажется опасным, но и продешевить не хочется. Поэтому этот раздел чаще всего пропускают и, в общем-то, это допустимо. Но именно эта строчка в резюме может сыграть важную роль. Если указанная сумма соответствует зарплате, которую вам готовы предложить, — это, что называется, мэтч. И такое совпадение даст вам преимущество перед теми, чьи зарплатные притязания не соответствуют возможностям работодателя или вовсе не указаны.
Если вам сложно самостоятельно определиться с желаемым уровнем вознаграждения, вы можете изучить подходящие вам по требованиям вакансии, обсудить этот вопрос с коллегами или узнать свою стоимость на рынке труда с помощью сервиса hh.ru «Сколькополучатель».
Последний опыт работы
Опыт на последнем месте работы важно описывать наиболее подробно. Но есть нюансы. Так, если на нынешнем месте вы пробыли менее полугода, а до этого работали в одной компании 10 лет, подробнее стоит описывать именно продолжительный и при этом недавний опыт.
Другой пример: если сейчас вы работаете не по специальности, а до этого у вас был релевантный стаж — лучше описать в деталях именно тот опыт, который соответствует желаемой профессии. Важен и уровень должности, на которую вы претендуете. Так, для руководителя ценен именно управленческий опыт.
Важно не только что, но и как описывать. Текст лучше составить структурно. Можно начать с обобщённого описания опыта на последнем месте работы в одном-двух предложениях. Например: «Управление отделом маркетинга в составе 5 человек», а затем подробнее раскрыть, чем конкретно вы занимались, — по пунктам перечислить список ваших обязанностей. Не упустите ничего важного. Но и раздувать функциональность за счёт малозначительных подробностей не следует.
Постарайтесь уместить каждый пункт в одну-две строки. Текст должен быть ёмким — внимание рекрутера не безгранично, а большой объём информации воспринимать сложнее. Если в перечне обязанностей семь или более пунктов и все они значимы, лучше разбить этот список на части — выделить несколько основных направлений деятельности (например, «Управление маркетингом», «Управление продажами») и для каждого привести краткий список задач.
Уделите внимание только тому опыту, который действительно важен для трудоустройства. Так, стаж, полученный более 10 лет назад, уже не сыграет существенной роли при поиске работы. Его стоит описать, если он соответствовал желаемой должности, но лучше сделать очень лаконично.
Важно рассказать о ваших достижениях и подкрепить это описание показателями, цифрами. Например: «Увеличил клиентскую базу в 2 раза», «Открыл три дополнительных офиса продаж», «Перевыполнил план на 145%» и так далее. Пишите о конкретных, а не о номинальных результатах. Подчеркните ту пользу, которую вы принесли. Например, фразы о том, что вы были на хорошем счету или получали благодарственные письма от руководства — не информативны. Лучше преподнести информацию иначе: «Получила награду как лучший специалист года за увеличение выручки в 2 раза, до Х миллионов рублей».
Не резюме единым
Сопроводительное письмо
Сопроводительное письмо нередко будет плюсом при отклике на вакансию. В нём наниматель хочет увидеть ответы на ключевые вопросы: почему вы откликнулись на вакансию, почему считаете, что подходите для этой работы, имеете ли соответствующий опыт и компетенции. Можно кратко указать, почему вы хотите работать именно в этой компании.
Не стоит писать в сопроводительном письме слишком много. Помните: рекрутер может просматривать десятки или даже сотни откликов в день. Большие тексты хуже запоминаются и сами по себе выглядят отталкивающе — их реже дочитывают. Подробнее, как составить сопроводительное письмо, мы рассказывали здесь.
↩ К другим статьям