Этикет руководителя: как общаться с разными людьми — от клиентов до инвесторов

«В начале было Слово». Не могу подобрать лучшего эпиграфа по теме коммуникации. Благодаря грамотному устному и письменному общению люди выполняют технически сложные задачи, например полёт в космос. Или не выполняют, когда общение неэффективно или отсутствует, как, например, в случае постройки Вавилонской башни: по библейскому преданию, люди хотели воздвигнуть башню до небес, но не смогли достроить её, после того как Бог заставил их заговорить на разных языках, из-за чего они перестали понимать друг друга.
Дамир Берхеев
Дамир Берхеев
главный бизнес-тренер цифрового финансового сервиса Lime

⏱ 3 минуты полезного чтения

При анализе Второй мировой войны американские историки обнаружили интересный факт. Во время внезапного столкновения с силами японцев американцы, как правило, гораздо быстрее принимали решения и, как следствие, побеждали даже превосходящие силы противника. Исследовав данную закономерность, учёные выяснили, что средняя длина слова у американцев составляет 5,2 символа, тогда как у японцев — 10,8. Следовательно, на отдачу приказов у первых уходило в два раза меньше времени, что играло немаловажную роль в коротком бою. Заинтересовавшись результатами, они проанализировали и русскую речь. Оказалось, что длина слова в русском языке составляет в среднем 7,2 символа, однако в критических ситуациях русскоязычный командный состав переходит на ненормативную лексику, и длина слова сокращается до 3,2 (!) символа в слове. Это связано с тем, что некоторые словосочетания и даже фразы заменяются одним словом.

Тему коммуникаций можно развивать бесконечно, но сконцентрируемся на мирном времени и работе в современной компании.

За базовые правила общения возьмём два.

  1. Относитесь к людям так, как хотели бы, чтобы относились к вам.
  2. Придерживайтесь парадигмы win — win.

Как менеджер или руководитель вы будете общаться параллельно с разными группами людей: клиентами, сотрудниками, партнёрами, коллегами одного уровня, инвесторами и учредителями. От того, насколько успешно вы наладите отношения с ними, будет зависеть работа вашего предприятия. Вот некоторые советы, как эффективно вести коммуникацию в каждой из этих ситуаций.

Общение с клиентами
 

  • Будьте проактивны в своей коммуникации, например сообщайте клиентам о состоянии их заказов или изменениях в компании, которые могут повлиять на их опыт.
  • Старайтесь понимать потребности и ожидания клиентов, задавайте им вопросы, слушайте их и предоставляйте полезную информацию.
  • Общайтесь с клиентами вежливо и уважительно, даже если возникают трудности или конфликты.
  • Помните, что ваша зарплата складывается из дохода, который компания получает от клиентов. Поэтому важно выстраивать долгосрочные отношения.

Общение со своими сотрудниками
 

  • Старайтесь быть доступны для сотрудников, чтобы они могли общаться с вами, задавать вопросы и делиться своими мыслями и идеями.
  • Будьте ясны и конкретны в своей коммуникации, чтобы сотрудники понимали вас и могли выполнить свои задачи эффективно.
  • Поощряйте открытость и честность, чтобы сотрудники чувствовали себя комфортно и могли общаться с вами открыто.

Существует множество контекстов общения с подчинёнными: постановка задачи, выдача обратной связи, сбор идей. Главное — помнить о базовых правилах: хвалить при всех, ругать по одному; при выдаче корректирующей обратной связи начинать с положительных сторон сотрудника, а только затем переходить к зонам роста.

Общение с партнёрами и коллегами одного уровня
 

  • Старайтесь устанавливать и поддерживать профессиональные отношения, которые будут способствовать продуктивной совместной работе.
  • Будьте готовы делиться информацией и ресурсами, чтобы добиться взаимной выгоды.
  • Общайтесь с партнёрами и коллегами уважительно и профессионально, чтобы поддерживать здоровые отношения и минимизировать конфликты.
  • Важно не только говорить, но и слушать, задавать открытые вопросы. Собирая информацию, вы становитесь настоящим профессионалом.

Общение с инвесторами и учредителями
 

  • Будьте готовы подробно рассказывать обо всех аспектах компании, включая её финансовое состояние, планы и стратегии.
  • Старайтесь говорить ясно и прозрачно, чтобы инвесторы или учредители могли понимать, как их инвестиции используются и какую прибыль они могут получить.
  • Поддерживайте регулярную коммуникацию, чтобы они могли следить за развитием компании и принимать обоснованные решения.
  • Будьте готовы отвечать на вопросы и решать проблемы, которые могут возникнуть у инвесторов или учредителей, чтобы обеспечить их доверие и лояльность к компании.

Независимо от того, с кем вы общаетесь, важно помнить, что эффективная коммуникация основана на взаимном уважении и понимании. Старайтесь быть внимательны к тому, как вы выражаете свои мысли и воспринимаете информацию от других людей. Кроме того, не бойтесь обращаться за помощью или советом, если чувствуете, что вам это нужно. В конечном счёте грамотное общение поможет вам достичь своих целей и добиться успеха в любой ситуации.

К другим статьям