Как сохранить в команде уважение и хороший психологический климат
⏱ 3 минуты полезного чтения
Сформулировать нормы этичного общения
Правила поведения на работе можно условно разделить на регламентированные и неформальные. Первые закрепляют в кодексе или нормативных документах компании — например, они могут касаться формата и частоты проведения встреч с командой, стиля одежды в офисе и так далее.
Неформальные правила поведения устанавливаются в процессе совместной работы, реализации проектов, решения задач и часто зависят от лидеров команд. Например, в одной компании может быть заведено обращаться к руководителю на ты, а в другой — только по имени-отчеству. В одной всё общение будет происходить только по почте, а в другой — через мессенджеры.
Руководителям отделов и ведущим специалистам компании полезно организовывать специальные тренинги по экологичному управлению командой, на которых рассказывать, как создавать и сохранять в коллективе комфортную и уважительную обстановку.
Зафиксировать принципы профессиональной этики сотрудника
Профессиональная этика особенно важна в ретейле, так как внутренние контакты между сотрудниками могут повлиять на внешние связи — например, с поставщиками, которые станут свидетелями общения коллег внутри одной команды.
Бывают случаи, когда работникам действительно трудно сразу сориентироваться и понять, как правильно поступить, например, в потенциально конфликтной ситуации из-за технических сбоев или непредвиденных накладок в работе. Распознавать такие ситуации и принимать правильные решения помогут специальные тренинги «Как действовать в случае форс-мажора». Также хороший вариант — обучение поведению в различных ситуациях на работе с помощью мобильных приложений.
Масштабировать принятые этические нормы
Недостаточно только сформулировать и зафиксировать правила — они должны стать нормой, а для этого их нужно последовательно доводить до каждого сотрудника. Во-первых, важно следить, чтобы руководители всех подразделений соблюдали принятые стандарты поведения. Во-вторых, важно доносить основы корпоративной этики каждому новичку во время испытательного срока, чтобы он мог скорректировать своё поведение в случае необходимости или понять, что он в них не впишется. Также в этом вопросе хорошо помогают видеоформаты — мини-лекции, вебинары, их можно периодически публиковать на внутрикорпоративном сайте.
Транслируйте сотрудникам, что правила обязательны для всех. Осознание принципа равенства, независимо от того, какую должность занимает человек, очень важно для людей в команде. Лидер должен всегда создавать атмосферу, где каждый его подчинённый будет услышан.
В противном случае, если сотрудники будут видеть, что для кого-то общие нормы не работают, правила будут регулярно нарушаться.
Способствовать развитию неформального общения сотрудников
Сплочённая и дружная команда, в которой царят доверие и уважение, развивается в том числе за счёт неформального общения коллег. Конечно, невозможно заставить людей дружить после работы, но способствовать поддержанию приятельских связей — вполне. Инструментов для этого достаточно много. К примеру, для сплочения хорошо работают общие чатики в популярных мессенджерах, в которых можно поздравлять друг друга с днём рождения, отправлять шутки и делиться личными успехами. Если команда работает на удалёнке, то можно устраивать конференц-колы и проводить онлайн-квизы или викторины. Если же собраться в одном городе не проблема, то возможен совместный культурный досуг в рамках отдельных департаментов или подразделений — пикники в парках, совместные походы в театры, караоке и другие места. Такие неформальные встречи помогают снизить напряжение и улучшить коммуникацию между сотрудниками.
Реагировать на обращения сотрудников
Создайте канал обратной связи для своих сотрудников, чтобы они могли сообщить, если столкнутся с неэтичным поведением на работе. Такую функцию может выполнять комитет по этике и комплаенсу.
При создании такого комитета крайне важно, чтобы работа была выстроена максимально открыто и эффективно — сотрудники должны видеть, что все случаи тщательно анализируются и рассматриваются, а специалисты, входящие в комитет, максимально вовлечены в свою работу и стремятся сотрудникам помочь.
Выстраивание корпоративной культуры и этики поведения сотрудников — это достаточно сложный и долгоиграющий процесс, который требует поступательной разработки и внедрения правил. Тем не менее эта кропотливая работа приносит свои плоды: уважительная и доверительная атмосфера в компании снижает текучесть персонала, а сотрудники более плодотворно выполняют поставленные задачи, что повышает эффективность бизнеса.
↩ К другим статьям