«Давайте обсудим»: какие вопросы задавать на собеседовании?
Довольно часто я слышу фразу: «Мои ожидания от работы не оправдались». Когда мы начинаем обсуждать возникшие трудности, оказывается, что о 80% из них можно было узнать до выхода на работу. В этом случае принятое решение становится взвешенным и более выгодным для вас.
Несколько подсказок про то, как и когда задавать вопросы
● Уточните у интервьюера, сколько будет длиться встреча. Иначе вы можете оказаться в ситуации, когда вам говорят: «У нас осталось пять минут, задавайте вопросы». Естественно, что за такой отрезок времени мало что можно обсудить.
● Правильно адресуйте вопросы. На первом интервью с рекрутером или HR-менеджером лучше говорить о миссии компании, ваших задачах в случае приема на работу, корпоративной культуре. На встрече с руководителем можно углубиться в детали: используемые технологии, особенности проектов, иерархия и коммуникации, условия работы (зарплата, бонусы, премиальные). Если вас зовут на встречу с СЕО или операционным директором, можно узнать о планах компании на год, о стратегии её развития.
● Не оставляйте «слепых пятен». Если что-то в рассказе о вакансии кажется вам непонятным, неясным, сложным, проясняйте этот момент. Попытка отмахнуться от своих сомнений или предчувствий может в будущем обернуться разочарованием и демотивацией. Работодателям незачем идти на хитрость и обманывать ожидания кандидатов, но в формате собеседования они вполне могут не осветить какие-то моменты, которые для вас могут оказаться важными и принципиальными. Поэтому чем больше ясности и определенности для вас, тем лучше.
● Перед интервью запишите свои вопросы. В процессе собеседования, от волнения или увлекшись беседой, вы можете забыть о какой-то важной детали. В этом случае записи не дадут вам упустить главное. И пусть приготовленных вопросов будет побольше, «с запасом». Не обязательно озвучивать весь список (возможно, какие-то ответы вы получите из основного рассказа интервьюера), но 3−5 уточнений — вполне хороший тон.
Примерный список вопросов
Ответ на этот вопрос — важный маркер настоящего положения дел в компании. Одно дело, если вакансия открыта из-за перевода сотрудника (с которым вы потом сможете пообщаться). И совсем другое — если вам рассказывают про грехи и неудачи предшественника, который уже ушел.
Вообще, если на интервью вы слышите негативный фидбек о прошлом сотруднике, уже стоит насторожиться. Возможно, ваш работодатель окажется несносным боссом, которому сложно угодить. Ведь в любом конфликте всегда есть лепта двух сторон.
Довольно часто на собеседовании вы слышите общие слова о ваших будущих задачах, а уже в процессе работы всплывают всё новые детали, про которые вы А — не знали, Б — были на них не готовы. Чтобы исключить такую ситуацию, уточните у вашего интервьюера список и спросите: «Это все мои задачи или будет что-то еще?».
Перед тем как соглашаться на работу, спросите, как именно будет формироваться цифра вашего итогового дохода. Сюда же можно отнести вопросы, связанные с оформлением (в штат, договор с ИП или самозанятым, договор ГПХ).
Например, один из моих клиентов рассказал такую неприятную историю. В день трудоустройства он узнает, что его оформляют по ГПХ (на собеседовании про это было ни слова). При этом одним из условий перехода на новую работу был очень привлекательный годовой бонус. Итого: после трех месяцев работы по ГПХ его оформляют на постоянный трудовой договор, но в конце года при выплате премии из расчетной базы (размер годовой зарплаты) вычитают 3 месяца. И премию он получил не такую приличную, как мог бы.
Вы вышли на новую работу, но (сюрприз!) вашим руководителем оказался совсем не тот человек, который проводил собеседование. Досадная неприятность, которая случается не так уж редко.
Например, это произошло с бизнес-тренером Константином, который устраивался в известную отельную сеть. «Одна из ключевых причин, почему я вообще оказался на этих собеседованиях, — это Екатерина. Я много раз видел её выступления на конференциях и просто мечтал работать именно в её команде. Однако в первый рабочий день я узнал, что Екатерина покидает компанию и подчиняться мне придется совсем другому человеку. Я очень пожалел, что не уточнил этот момент сразу. В итоге в этой компании я сам поработал недолго — мы не сошлись ценностями и подходами с новым боссом. Через четыре месяца я уже искал новую работу».
Похоже, что пандемия закончится не скоро, а это значит, что для успешной адаптации на новом месте было бы здорово работать вместе с наставником, с налаженными бизнес-процессами и четкой системой ввода в должность. Если же руководитель затрудняется ответить на этот вопрос или работа построена по принципу «сам во всем разбирайся» — это плохие вводные для успешного старта.
Перспективное предложение — это не просто привлекательный соцпакет, высокая зарплата и интересные задачи. Это еще и возможность стать на несколько ступеней выше в профессии, усилить свою экспертизу и в итоге поднять свою стоимость на рынке труда. Обучение — важная составляющая профессионального развития, поэтому если в компании есть свой тренерский корпус, курсы повышения квалификации, менторинговая программа или возможность сертификации — это большой плюс. Если на вопрос про обучение вам говорят: «Ну, пару раз в год можно на конференции сходить», — стоит задуматься. Потому что тогда большую часть обучения вам придется оплачивать самостоятельно, если вы, конечно, хотите оставаться востребованным профессионалом и год от года расти в цене.
Например, Ольга, разработчик с пятилетним опытом работы, ушла из компании, где обучения было мало и приходилось работать с устаревшими технологиями: «Я для себя поняла, что еще немного — и вообще отстану от рынка, и мне придется во всем разбираться с нуля. Мое новое рабочее место — среда, где обучения много и я смогу быстро выйти на новый профессиональный уровень».
У каждого профессионала есть свой личный список «пунктиков». Кто-то хочет уходить с работы вовремя, для кого-то неприемлемы командировки, для кого-то — звонки от шефа по выходным или необходимость работы по праздникам. Обязательно уточните свои опасения, чтобы потом внезапно не встретиться с ними лицом к лицу на рабочем месте.
Помните, что чем больше ясности на «входе» в компанию, тем выше шансы, что вы получите достойное предложение. Удачи вам в поиске!